Аватара пользователя
ig0r_d
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 10:49

03 янв 2013, 12:52

Нарыл нете статейку, может кому интересно будет.
Вы наверняка удивитесь, узнав о разнице между 30Вт и 100Вт усилителями. Итак, заглянем внутрь гитарного усилителя и разберемся, сколько же ватт вам все-таки надо.

Первое, что стоит сделать, это усвоить основы. Мы будем пользоваться двумя основными понятиями в дальнейшем: выходная мощность (измеряется в ваттах и громкость (измеряется в децибеллах).

Ватт - единица измерения, характеризующая мощность. Ватт = напряжение в вольтах умножить на силу тока в амперах. Вот и всё (конечно, сильно упрощенно).

Все гитарные усилители различаются своей мощностью, классифицируются по ней. Однако, разберемся в чем же тут собака порылась и почему ватты не так важны, как нам кажется.

Децибелы (дБ, db) - это соотношение между двумя уровнями мощности. Это очень общая единица измерения, описывающая громкость, при помощи децибелов можно охарактеризовать множество различных параметров. Важно помнить, что децибел - это одна десятая часть бела. Целый бел обычно в 2 раза громче для большинства людей. Итак, чтобы сравнить два различных источника звука, мы используем следующую формулу:
P1
10 x log ———
P2

Здесь P1 и P2 обозначают выходную мощность двух различных источников. Для чистоты эксперимента важно чтобы нагрузка у обоих усилителей была одинаковой. То есть 30Вт в кабинет 8 Ом, это совсем не то же самое что 30 Вт в кабинет 16 Ом. Так что возьмем и сравним 2 усилителя в одинаковых условиях. Возьмем 50 Вт башку и 30 Вт.

Сначала делим 30 на 50, получаем 0,6. Логарифм 0,6 равен 0,222. Умножаем эту цифру на 10 и получаем 2,22 дБ. Итак, 50 Вт усилитель всего лишь на 2.22 дБ громче 30 Вт усилителя. 3 дБ для человеческого уха довольно трудно различимая разница.
Итак, вывод: мощность, увеличенная в 2 раза, дает разницу в 3 дБ. Разницу в 3 дБ обычный человек услышит с трудом.
Чтобы было веселее, сравним Fender Deluxe Reverb с номинальной выходной мощностью 22 Вт и Marshall Super Lead 100 Вт соответственно. Мы все знаем, что Marshall громче, но воспользовавшись формулой, выясняется, что громче он всего лишь на 6.576 дБ.

10 дБ - это величина громкости для большинства людей означающая, что источник 1 громче источника 2 в два раза. В нашем случае Marshall не в 2 раза громче, чем Deluxe. Удивлены?

Вот забавная табличка, которую я взял на сайте http://www.analogrules.com/dbwatts.html:
разница в 0 дБ = та же самая мощность
Итак, разница у Marshall’а и Deluxe в мощности - более чем в 2 раза, а реальный прирост в громкости - меньше чем в 2 раза.
Чтобы получить усилитель, который будет громче чем наш Marshall, нам понадобится усилитель мощностью в 1000 Вт. Правда, круто?

Теперь давайте взглянем на децибелы, чтобы наконец-то навести порядок в этом хаосе из цифр. Отличная табличка с сайта http://www.gcaudio.com/resources/howtos/loudness.html отлично показывает начальную точку отсчета.
Самый тихий звук, который слышит человек 0дБ

Рок концерты обычно проходят на уровне от 110 до 140 дБ.
Так что та самая разница между маршаллом и фендером в 6.576 теперь кажется весьма номинальной. Для человеческого слуха разница в громкости этих усилителей будет едва заметной.

Как выбрать усилитель? Сколько Ватт?
От всей этой технарьской писанины переходим к практической части. Поговорим об усилителях. В последнее время стало появляться очень много маломощных усилителей и этому есть объяснение. Давайте признаемся сами себе, немногие из нас регулярно выступают перед залами с 5000 зрителей и больше. Скорее вообще не выступает. Добавим к этому тенденцию перехода музыки из больших залов в маленькие камерные клубные условия с более интимной атмосферой. Все это прямым образом сказывается на требованиях профессиональных музыкантов к их оборудованию.
Если вы играете в клубе на 100 человек через 100 ваттный стек Mesa Boogie, скорее всего на вас будут смотреть как на идиота или выпендрёжника. На самом деле большинство 15 Вт усилителей в таких условиях будут ОЧЕНЬ громкими. Больше и не нужно.
Так почему же до сих пор выпускаются эти 100-200 ваттные головы?
Во-первых во времена зарождения рок-музыки акустические системы были далеки от того качества, которое у нас есть сейчас. Они не воспроизводили звук достойным образом. 100 Вт усилитель во многих случаях был нужен на сцене для того, чтобы работать напрямую в большой зал и озвучивать помещение напрямую.
Во вторых важный параметр - объемность и чистота звучания. 15 Вт усилитель и 30 Вт усилитель будут практически одинаковыми по громкости. Разница у них - в 3 дБ. Но 15 Вт усилитель начнет перегружаться раньше, чем 30 Вт.
Для тех, кто использует перегруз в усилителе и управляет звуком при помощи ручки громкости на гитаре, 15 Вт усилитель будет достаточным практически для любого зала, а для некоторых - через чур громким. 8 Вт комбик - идеальный вариант для гитариста, который работает с ручкой громкости. Он достаточно громкий для того чтобы играть на уровне с барабанщиком, а если вы выступаете в большом зале, комбик в любом случае будет подзвучиваться. Так что тащить с собой ваш полустек нет смысла.

Для тех, кто играет с чистым звуком и использует педали для перегруза, 30 Вт - более предпочтительный вариант. 50 Вт будет более чем достаточно, зачастую больше 30 и не нужно. Попробуйте взять VOX AC30 и выкрутить его на такую громкость, где он начнет перегружать. Да, он звучит здорово, но это пипец как громко!

Имеет смысл детально разобраться в возможностях клуба, где вы собираетесь выступать. Если с аппаратурой там полный порядок, они знают какая мощность им размер усилителей им нужны. Если в клубе только акустика для вокала и пара микрофонов, везите с собой ваш репетиционный аппарат.

Если в клубе полноценная PA-система с микрофонами и подзвучкой всех инструментов, скорее всего звукорежиссер попросит вас сделать ваш комбо потише, чтобы получить более сбалансированный звук из основных акустических систем.

ВЫ были когда нибудь на концерте, где усилитель подзвучен, а гитарист при этом все равно выкручивает его на полную катушку? Это не только не комфортно для 40 человек перед сценой, но и общий микс в итоге получается несбалансированным. А если вы походите по залу, вы услышите, что в одних местах гитара есть и слишком громкая, а в других она пропадает.

Самое простое правило, которое я усвоил из концертных выступлений - настроить звук, который нравится и достаточно громкий чтобы можно было играть, стоя прямо перед усилителем, и так его и оставить. Если зал слишком большой, пусть микрофоны это исправят. Любой опытный звукорежиссер сможет для вас в монитор подать микс, который вам нужен, чтобы комфортно играть, так что нет никакого смысла в том, чтобы чьи-то уши кровоточили.

Есть у этого маломощного тренда и другая сторона медали. Гитарные иконы, которых мы все знаем, большей частью остались в 60х и 70х годах. Как мы уже разобрались, тогда усилители на сцене нужны были совсем для другого. Мы все любим тот самый звук перегруженного оконечника лампового усилителя, работающего на пределе своих возможностей. Однако сегодня выкручивать стек Marshall уже стало плохим тоном. Люди шарахаются от сцены, закрывают уши руками, а в клубы после такого вас могут снова и не позвать.

Маломощные комбики и головы позволяют быстрее перегружаться, если нам это нужно, при этом звук остается на комфортном уровне громкости и для вас и для вашей группы и для ваших зрителей и для звукорежиссера. Если громкости не хватает, звукорежиссер всегда может сделать ее погромче своими средствами. Совсем не обязательно быть самым громким музыкантом на сцене. Оставьте это барабанщикам :)

Еще один важный момент, который хотелось бы осветить в этой длиннющей статье. Большинство маломощных комбиков выпускаются в формате 1х12″. И, даже если это достаточно громко, все равно не хватает давления и объема как у кабинета 4х12″. Если хотите чтобы ваш маленький усилитель звучал больше, громче и объемнее, подключайте к нему еще один кабинет. Хорошо сделанный 2×12″ каб заставит слишком тонко звучащий комбик по-настоящему раскрыться. Больший объем кабинета и дополнительный динамик дадут вам тот самый кач, который всегда хотят слышать гитаристы.

Если вы все еще не уверены в этом, оставьте свою 100 вт башку, но попробуйте вот что. Пойдите в ваш местный магазин и возмьите любой самый маломощный ламповый усилитель и воткните его в кабинет 4х12″. Усилители типа Vox AC4TVH или Z.Vex Nano Head идеально подойдут. Установите AC4 в режим 1 Вт и выкрутите его на полную. Вы будете удивлены тем, как быстро к вам прибежит продавец с просьбой сделать потише. Ну а еще, я думаю, вы удивитесь от того насколько хорошо будет звучать гитара.

Надеюсь, эта статья помогла вам развеять несколько мифов о мощности усилителей. В следующий раз, когда увидите маленький ламповый комбик вы уже не будете фыркать и умилительно улыбаться, типа “не достаточно для концертов”. Все познается в сравнении. Врубайте этот комбарь погромче и наслаждайтесь тем, как звучат лампы. Именно это и есть настоящий гитарный звук!
Кагбе все оно и так, но вот остался вопрос с нагрузкой оконечника... Дето в том что с маловатниками не общался, только небольшим колличеством 50, 100 ватт. И те и другие относительно нормально начинают звучать только после первой четверти, что в принципе для дома громковато.
Так вот собсно задался вопросом, если кто сталкивался - что лучше пишется в домашних условиях - перегруженный маловатник или недогруженный 100 ватник ? :think:
 
Аватара пользователя
vadvlad
Администратор
Сообщения: 2651
Зарегистрирован: 20 дек 2012, 18:53

03 янв 2013, 16:13

По логике маловатник.
Но опять же нужно учесть, что характер и качество перегруза у мощной дорогой высшего качества головы и пятиваттного бюджетного комбика совсем разный.
А по статье я бы добавил пару слов о чувствительности или звуковом давлении динамика(ов). Это очень важная вещь!
Так вот из физики чувствительность-это звуковое давление, создаваемое громкоговорителем на расстоянии 1м от него при приложенном к нему сигнале мощностью 1вт. То есть два одинаковых 1-ваттных комбика будут звучать по разному громко, если в одном будет динамик с чувств. 96dB, а в другом 106. И разница будет очень ощутима. Так что мощность - таки цифра более справочная, ориентировочная.
"НАШ РОК" - вільний простір для вільної спільноти!
 
Slipknot
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 26 дек 2012, 00:18

04 янв 2013, 13:47

Полноценная голова на 50-100Вт звучит лучше даже на той же громкости, что и маловаттник. Все эти недоусилки звучат посредственно.
 
Аватара пользователя
TIGROWL
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:14

04 янв 2013, 16:10

Полноценная голова на 50-100Вт звучит лучше даже на той же громкости, что и маловаттник. Все эти недоусилки звучат посредственно.
Ну не скажи. Если это пуш пул на пентодах (гитарных) то он полюбому звучит. Так что если это 6V6 или EL84 то вполне себе хороший звук. Конечно они совсем малость отстают от старших братьев но звук у них далеко не посредственный. ИМХО.
А по поводу тихой игры на 100ватнике дома - вполне нормальное явление, многие практикуют без претензий к ухудшению качества.
http://vk.com/tigrowl
 
Аватара пользователя
ig0r_d
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 10:49

04 янв 2013, 17:42

да тут вопрос не столько в игре, а именно в записи :unsure:
 
Аватара пользователя
Air
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 23 дек 2012, 22:43
Откуда: Yalta-Kiev-California
Контактная информация:

04 янв 2013, 17:58

да тут вопрос не столько в игре, а именно в записи :unsure:
Для хорошего звука на записи надо шоб валило и давило. :umnik: Либо ехать на студию, либо покупать\заказывать изокаб и качать мощник 100-ватника как угодно, хоть до предела. :nya:
 
Аватара пользователя
dr.distortion
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 дек 2012, 22:54

04 янв 2013, 18:10

Для записи нужно помнить, что ещё большую роль играет объективная громкость звука, которую будет снимать микрофон, а также то, насколько раскачан динамик. В любом случае для записи нужна хорошая изоляция, иначе не получится раскачать усилитель.

Я лично предпочитаю вариант с мощным усилителем. Именно по причине того, что есть ход до того момента, как оконечник перекачивается и пердит.
 
Аватара пользователя
TIGROWL
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 10:14

04 янв 2013, 18:27

Я лично предпочитаю вариант с мощным усилителем. Именно по причине того, что есть ход до того момента, как оконечник перекачивается и пердит.
Правльно. То что касается всяких металлов, современная архитектура усилителей состоит в том что перегруз формируется в преампе а оконечник работает в линейном режиме без перегруза. Когда на это накладывается еще и перегруз оконечника искажения становятся уже не музыкальными.
То ли дело олдовые аппараты где перегруз оконечника является частью перегруза всего усилителя. Но сейчас это уже не модно, опять же есть туча усилителей которые дают похожий звук без перегруза оконечника.
По поводу записи, достаточно пуш пула на 10ват и раскачать динамик до 10ти ват. При этом можно получить довольно качественный звук.
Но о звучании разных ламп не нужно забывать. Тут уж кому что нравится.
http://vk.com/tigrowl
 
Аватара пользователя
50vynfender
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 25 дек 2012, 02:19
Откуда: г.Кировское, Донецкая обл.

05 янв 2013, 14:18

Если говорим о ламповых усилителях, то их звучание формируется, как в преампе, так (в не малой, а возможно и в большей степени) и в оконечнике (иначе зачем там лампа).
Поэтому, чтобы получить от него всю красоту лампового звука, нужно дать жару на полную, разве что кроме тех, которые с аттанюатором на выходе, но там тоже лампа нагружается по полной, просто сигнал гасится различными способами уже в основном после её, не гася все ламповые обертоны.
В "гибридниках" понятно, что весь ламповый звук формируется в преампе. Поэтому громкость оконечника оказывает совсем малое влияние на звучание, хотя всё равно оказывает, ведь нужно ещё и динамик раскачать.
В своё время купил для дома маленький ламповый американский комбик Crate V-58 (сейчас продаю), но его пяти ламповых ватт для дома хватает с головой.
Именно такие и делают, чтобы можно было в домашних условиях нагрузить лампу выходного каскада по полной, да и маломощный динамик тоже.

Кстати, может кому-то нужен. Включал всего пару раз.
http://musicalka.com.ua/images/crate_v58.jpg
http://www.youtube.com/watch?v=JIS4o3-UkT0
 
Аватара пользователя
dr.distortion
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 дек 2012, 22:54

05 янв 2013, 14:37

Если говорим о ламповых усилителях, то их звучание формируется, как в преампе, так (в не малой, а возможно и в большей степени) и в оконечнике (иначе зачем там лампа).
Поэтому, чтобы получить от него всю красоту лампового звука, нужно дать жару на полную, разве что кроме тех, которые с аттанюатором на выходе, но там тоже лампа нагружается по полной, просто сигнал гасится различными способами уже в основном после её, не гася все ламповые обертоны.
В "гибридниках" понятно, что весь ламповый звук формируется в преампе. Поэтому громкость оконечника оказывает совсем малое влияние на звучание, хотя всё равно оказывает, ведь нужно ещё и динамик раскачать.
В своё время купил для дома маленький ламповый американский комбик Crate V-58 (сейчас продаю), но его пяти ламповых ватт для дома хватает с головой.
Именно такие и делают, чтобы можно было в домашних условиях нагрузить лампу выходного каскада по полной, да и маломощный динамик тоже.

Кстати, может кому-то нужен. Включал всего пару раз.
http://musicalka.com.ua/images/crate_v58.jpg
http://www.youtube.com/watch?v=JIS4o3-UkT0
Абсолютно не согласен.
Насколько помню, лампа в оконечнике появилась потому, что альтернатив ей не было. Есть такое понятие - "сатурация", это когда готовый сигнал накачивается, либо перекачивается неким прибором. Иногда это нужно, иногда нет. Оконечник на определённой громкости начинает накачивать сигнал, но в один момент начинаются искажения (кстати, это, насколько помню, тоже один из принципов штамповки Ваттности усилителя - на каком значении он искажает сигнал). Перекаченный мощник может быть актуальным для чистого звука, когда нужен пердящий очень винтажный звук. На перегрузе, к примеру, это не имеет никакого смысла.
 
Slipknot
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 26 дек 2012, 00:18

05 янв 2013, 15:09

Если говорим о ламповых усилителях, то их звучание формируется, как в преампе, так (в не малой, а возможно и в большей степени) и в оконечнике (иначе зачем там лампа).
Поэтому, чтобы получить от него всю красоту лампового звука, нужно дать жару на полную, разве что кроме тех, которые с аттанюатором на выходе, но там тоже лампа нагружается по полной, просто сигнал гасится различными способами уже в основном после её, не гася все ламповые обертоны.
В "гибридниках" понятно, что весь ламповый звук формируется в преампе. Поэтому громкость оконечника оказывает совсем малое влияние на звучание, хотя всё равно оказывает, ведь нужно ещё и динамик раскачать.
В своё время купил для дома маленький ламповый американский комбик Crate V-58 (сейчас продаю), но его пяти ламповых ватт для дома хватает с головой.
Именно такие и делают, чтобы можно было в домашних условиях нагрузить лампу выходного каскада по полной, да и маломощный динамик тоже.

Кстати, может кому-то нужен. Включал всего пару раз.
http://musicalka.com.ua/images/crate_v58.jpg
http://www.youtube.com/watch?v=JIS4o3-UkT0
Абсолютно не согласен.
Насколько помню, лампа в оконечнике появилась потому, что альтернатив ей не было. Есть такое понятие - "сатурация", это когда готовый сигнал накачивается, либо перекачивается неким прибором. Иногда это нужно, иногда нет. Оконечник на определённой громкости начинает накачивать сигнал, но в один момент начинаются искажения (кстати, это, насколько помню, тоже один из принципов штамповки Ваттности усилителя - на каком значении он искажает сигнал). Перекаченный мощник может быть актуальным для чистого звука, когда нужен пердящий очень винтажный звук. На перегрузе, к примеру, это не имеет никакого смысла.
Ну так сейчас то альтернатив полно, но ламповые головы до сих пор выпускаются. Просто музыканты далеки от электроники и слушают ушами. То что ты говоришь про подгруз, это на буржуйском называется хэдрум, то есть на сколько рано или поздно оконечная лампа грузится. Для кранчевых аппаратов используют ЕЛ84, у нее маленький хедрум и она рано начинает грузиться, для клиновых наоборот используют лампы которые позже грузятся, 6V6 6L6 KT66 KT88 6550 и т.д.
А причина использования лампового мощника - очень проста, он мягче звучит чем камень и гораздо позже входит в ограничение сигнала, но даже когда он подгружается, возникают созвучные гармоники.

п.с. По поводу маловаттников мое мнение не изменно, для перегрузов - шлак.
 
Аватара пользователя
50vynfender
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 25 дек 2012, 02:19
Откуда: г.Кировское, Донецкая обл.

05 янв 2013, 16:29

Выпускаются не только ламповые головы, но и почему-то ламповые оконечники и наверное потому, что и они вносят существенный вклад в звук, не только преампы.
Не помню какими буквами и цифрами обозначается степень вхождения ламп в перегруз, но у одних и тех же моделей ламп она может быть совершенно разная, поэтому их подбирают попарно и соответственно маркируют определённым образом. Есть даже где-то журнал Music box, если не ошибаюсь, то 2000 года и там эта маркировка приводится.

Нашёл этот номер в интернете:
http://www.musicbox.su/musicbox_18/dava ... ampyi.html
Изображение
Вот фразы из этой статьи (для тех, кому лень будет выйти по ссылке и почитать):

"... лучшие из известных в природе искажений дает оконечный каскад усилителя мощности. И только остальные 30% добавляет предусилитель".

"Все лучшие свойства вашего усилителя проявятся, если включить его на полную мощность, тогда оконечник начнет искажать и покажет, на что способен".

"Все современные рэки или примочки,. использующие 1-2 небольшие лампы, в сущности являются предусилителями и не могут создать «запредельного» звука большого усилителя. Включая в него любые, самые архаичные эффекты, мы знаем, что оконечный каскад привнесет свой характер и в большей мере сформирует наш звук".

"Лампы усилителя мощности подбираются в комплиментарные пары, каждая усиливает один из полупериодов симметричного сигнала. Но поскольку участники этих дуэтов и квартетов стареют неодинаково во времени, возникает разбалансировка, и как следствие, происходит вычитание гармоник в спектре. Это можно заметить в виде уменьшения сустейна, вплоть до очень быстрого исчезновения звука, неровное звучание отдельных нот аккорда или появления немузыкального грязного дисторшна".

"Далее идет проверка класса вхождения в перегрузку, он маркируется от 1 до 10. Он отражает соотношене gain/distortion. Это деление вполне условно, ведь и лампы одного класса не будут звучать одинаково. Буквами Н (hard) и S (soft) маркируется жесткий и мягкий тембр, соответственно, чем жестче конструкция лампы и чище ее вакуум, тем тверже будет тембр. Скажем, если вы любитель тяжелого жанра, то идеальные лампы для вас — с маркировкой от 1H до 3Н, начинающие перегружаться при уже небольших уровнях громкости с твердым тембром, а «на пределе» дающие полный шквал дисторшна.
Блюзовые гитаристы в зависимости от вкуса предпочтут от 4 до 7 класса с буквой S, т.е. мягким тембром и дающие небольшой перегруз. Классы с 8 по 10-й обладают большей динамикой, предпочтительны для чистого звука и перегружаются только на самом пределе. Лампы также различаются по компрессии, она может быть как обычной, так и ранней, т.е. возникает еще до появления искажений. У разных производителей лампы имеют различные частотные параметры, но все же наши возможности описать звук словами и сухими цифрами ограничены, это очень деликатная область, где отличаются вкус и восприятие каждого музыканта — каждый сам для себя решит. Солидные фирмы дают гарантию обмена комплекта ламп на новые, если они не понравились вам".



Буду рад, если эта информация кому-то пригодится! :agree:
 
Violet Ponosov
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 31 дек 2012, 19:27

15 янв 2013, 02:15

очень интересно. А где эти буквы с цифрами написаны?
 
Аватара пользователя
50vynfender
Сообщения: 249
Зарегистрирован: 25 дек 2012, 02:19
Откуда: г.Кировское, Донецкая обл.

21 янв 2013, 09:19

Я думаю, что на упаковке.
 

Alert: