Ну вот и доехал, наконец – конкретный и бескомпромиссный, которого я ждал еще со времени своего последнего поста. Это Jam Pedals Fuzz Phrase:
https://www.jampedals.com/fuzz-phrase/, сделанный в Греции – стране, из которой я никогда не предполагал покупать что-либо гитарное.
Это будет моя последняя рассказка о гитарных эффектах на долгое время. Наверное, получится много текста. Я, как и обещал, расскажу про то, как, на мой взгляд, вкусно готовить фузз. Многим это, правда, и без меня известно. А некоторые считают, что так, как я делаю – неправильно и незачем. Но очень многие просто плохо знакомы с этими эффектами. И очень часто отворачиваются от них, потому что получают не тот результат, который ожидали и который могли бы получить.
Сразу оговорюсь – я здесь пишу только о фаззфейсах. С другими типами фуззов я практически не знаком, а в десяток разных фаззфейсов имел возможность поиграть не спеша и внимательно (в том числе, ФФ на «настоящих» NKT275). И вторая оговорка – все мои опыты проходили на домашней громкости. Насколько я знаю, на большом аппарате гитарный стафф звучит лучше.
Было всего три комбо, до которых я добирался с фейсами: Egnater Tweaker 112, красивый и дорогущий Vox AC15, то ли Heritage handwired 50th Anniversary, то ли Limited Edition Handwired Anniversary – точно не помню. И мой скромняга Laney Cub 12R, на котором я больше всего и экспериментировал.
С гитарами было разнообразнее: ясеневый страт и телекастер с холодными грифами, американский и японский лесполы, ямаха пасифика с палисандром и моя нуна, как основной инструмент. Нуна пробовалась также в режиме отсечек.
И последнее. Поскольку я есть большой любитель старого блюзрока, всяких хендриксов, цеппелинов и дипперплов урожая 69/70, то именно этот саунд я и пытался подобрать в первую очередь.
Что я знаю о фаззфейсах? Поступил в продажу в 66-м с германиевыми транзисторами (самые известные – NKT275), в 68-м вышли с кремниевыми (BC-108). Также применялись и применяются до сих пор прочие разные транзисторы. Наши умельцы используют какие-то старые советские (gt308b и p416b). Схема считается очень незатейливой и. очевидно, поэтому ее очень часто подвергают модификациям. Считается, что правильнее всего запитывать ФФ от угольно-цинковой кроны, причем гурманы отмечают, что самый кайф получается от подсевшей кроны. Я такого не замечал. Возможно, потому, что не доводил крону до состояния нужной подсевшести, т.к. потребление тока у ФФ очень маленькое. Еще считается, что фузз самый непредсказуемый и неоднозначный в поведении эффект, и я готов подтвердить это. Фуззы стремновато покупать за глаза, не поиграв лично. Говорят что их, как гитар, не бывает двух одинаковых. Роджер Майер в одном из своих интервью утверждал, что Хендрикс покупал в магазине дюжину фаззфейсов, чтобы выбрать из них один или два хорошо звучащих. Сильно реагирует на изменение температуры и может отвратительно звучать после мороза или при высокой температуре. Поэтому, помимо стандартных регулировок громкости и гейна, производители зачастую добавляют еще одну – BIAS, которая помогает исправить эту неприятность. У меня не было таких экстремальных условий, поэтому, насколько эффективен этот BIAS, сказать не могу. В стабильных условиях, эта регулировка работает немного похоже на обычный Tone и, как бы, немного меняет характер фузза – от более глуховато-плотного к тонкому и резкому. Частенько встречается еще одна неприятность – при работе с вау-эффектами, фузз может не квакать, а противно свистеть при открытой педали. Производители это тоже лечат. Например, в MXR M173 Classic 108 Fuzz для этого предусмотрена кнопочка Buffer (как она работает в обычных условиях, без вау, я писал в этой теме где-то в начале). Ква-производители очень часто конструируют в своих педалях такие схемы. Но, например, мой бывший старый Fulltone Clyde Deluxe с фейсами не дружил. Якобы, это происходит из-за низкого (или высокого, блин!) входного сопротивления фузза. Поэтому PIOD FX, например, ставил внутрь на плату триммер для регулировки этого сопротивления и это решало проблему совместимости с вау.
Фаззы не греются. То есть, я читал о таких попытках на англоязычных форумах, но сам чем только не пытался: и Xotic'ами (RC и SL), и POID'овским овером/скримером, и первым каналом ISP Theta – все получался пердежъ и хрюканье. Поэтому в цепи они ставятся, как правило, первыми – ну, разве что, после вау и, иногда, вайба). Единственно, что получилось неожиданно здорово, это когда PIOD'овский германец хорошо прозвучал на ибанезе с активными датчиками – на максимальном уровне гейна. Кстати, как и дисты, фаззы бывают hi- и lo/mid-гейновые. Тот же пресловутый Analogman Sunface NKT275 бывает и такой и сякой – red dot и white dot (транзисторы имеют маркировку на боку – красную или белую точку). Санфейсы white dot уже не выпускаются, т.к. эти транзисторы закончились, поэтому на ebay стоят психованных денег. Но что интересно (возвращаясь к упомянутой непредсказуемости фаззов), высокогейновый фазз любителю небольшого уровня перегруза может понравиться больше, чем low/mid – на прибранной ручке громкости на гитаре или ручке гейна на самой педали. Кстати, эта самая гейн-регулировка на педали тоже ведет себя зачастую никак не линейно, а хрен знает как, и нифига не угадаешь заранее, где найдешь то самое «сладкое пятно», как выражаются омериканцы.
Фазз может звучать погано при низких уровнях гейна и классно на максимальном. Не очень интересно на синглах, но классно на хамбаккерах. И наоборот. Короче, как хочет, так и может звучать.
При всех этих неприятностях и сложностях фазз имеет ряд настолько выдающихся достоинств, что до сих пор является очень популярным эффектом. Посмотрите на любом зарубежном музыкальном интернет-магазине, какой ассортимент фуззов там присутствует. А еще на рынке продается огромное количество DIY-педалей. Да и просто наборов комплектующих для самостоятельной сборки.
Первое, на мой взгляд, достоинство – это то, что фузз самый «живой» из всех типов перегрузов. Самый чувствительный к рукам, самый отзывчивый по динамике. Может похрипывать, как простуженный бард, может выть, как дикая ведьма. Вроде и атака не очень внятная, а при чесе по приглушенным струнам дает такое вкусное и четкое звучание, что нигде больше такого не найдешь. Долгий и ровный сустейн – я называю такое виолончельным звуком – тоже вне конкуренции.
Второе – это то, что, несмотря на внешнюю простоту, голос фазза может иметь массу разных оттенков звучания. В зависимости от того, сколько добавляешь гейна и громкости, как работаешь громкостью гитары, как смешиваешь его перегруз с перегрузом ампа – получаешь множество звучаний для решения разных музыкальных задач.
Тут чуть подробнее, потому что вопрос спорный. Есть много людей, утверждающих, что фазз лучше всего включать в подгруженный чистый канал. Есть также много людей, которые считают, что нехер сало маслом намазывать, и так жирно. Я, на своем опыте, убедился, что можно и так и эдак. Опять же, каждый конкретный фазз сам решит, будет он хорошо звучать в неподгруженный чистый, или нет. Но на брейкапе или легком кранче они звучат все. Это старое правило, когда на педали обе ручки, и гейн и левел, выкручены до упора, и все это работает как своеобразная грелка. Если фузз хайгеновый, может получится классное, но неразборчивое месиво, однако в этом случае здорово поможет гитарный volume. Плотность, насыщенность, окрас звука может существенно меняться при разных положениях громкости гитары (за tone ничего не скажу, бо на моей нуне его попросту нема, а на других гитарах попробовать не додумался). Короче говоря, существует масса всевозможных вариантов смешивания уровня перегруза ампа с уровнем перегруза фузза, уровнем его выходного сигнала и уровнем сигнала самой гитары – реально есть что выбрать для любого конкретного случая. На Fuzz Phrase у меня получались звуки из Hey, Joe!, Manic Depression, Whole Lotta Love и некоторых песен из перпловского In Rock (хотя, насколько я знаю, все это игралось на разных типах педалей).
Но, однако, есть нюанс. К сожалению, на подгруженном усилителе, фазз может и не зазвучать. Вернее - не на каждом подгруженном усилителе. Помимо родных перегрузов упомянутых комбо, я пробовал также использовать в качестве перегруженного канала разные педали – Xotic SL, OKKO Diablo, Mesa Throttle Box, ISP Theta, Moss Overdrive и клон Mad Professor Stone Gray от PIOD FX. И, блин, единственное, что очень хорошо подружилось с фаззами, была Зета. Остальные педали прозвучали плохо, комбоперегрузы – разочаровали, кроме Egnater – с ним получилось нормально. Я не знаю, почему так происходит – может, оттого, что все пробовалось на малой громкости? Но с Зетой, повторюсь, абсолютно все фаззы были, шо родные. Причем, я даже запускал и такую шизовую цепь: силиконовый ФФ - германиевый ФФ - Зета – и все хорошо звучало, требовалось только правильно подобрать уровни громкости и ограничения.
Теперь подробнее о моем последнем приобретении – грецком Fuzz Phrase. Я узнал об этой конторе случайно, вот из этой статьи:
https://www.gilmourish.com/?page_id=4306. Потом, как обычно, демо/обзоры/отзывы и мне он понравился даже поболе, чем самый правильный Analogman Sunface NKT275 White Dot, что было очень приятно, поскольку разница в цене ощутимая. Хотя этот ФФ, в отличие от Санфейса, не совсем тру, поскольку марка транзисторов иная, чем в оригинальных фейсах. Здесь тоже германиевые какие-то CV7003, кстати, с красной точкой на боку. И таки да, он высокогейновый, более, чем остальные германцы, которых я пробовал. Поэтому прибирать громкость на гитаре приходится больше. Но у него очень хороший звук, более плотный и собранный, чем у других. Он лучше всех звучит в неподгруженный канал – самодостаточно звучит. И лучше всех звучит при не полностью выкрученной ручке гейна.
Я обычно подстраиваю все таким образом, чтобы риффы игрались при гитарном volume установленном на 60-75%, а на соло просто толкаю его до конца. Для блюзрока меньше подгружаю Зету, для хардрока – чуть больше – и делаю это только ручкой громкости на фаззе. Очень хорошо Phrase ведет себя и на нековом датчике, но волъюм в этом случае я прибираю, как правило, чуть больше.
И вот еще что. Очень здорово, особенно на малых уровнях гейна, поставить между фаззом и преампом клин-бустер. Это добавит яркости и читаемости. Я использую для этого Xotic RC. Впрочем, он, подлец, во всех случаях хорошо работает, всегда к месту.
И еще одно. Кто-то предпочитает кремниевые фуззы. Кто-то – германиевые. Бывают и комбинированные. Лично мне пока что больше нравится характер звучания германиевого – более плотное и темное. Кремниевый считается более стойким к температурным проблемам. Но по большому счету, это не очень-то и важно – они же все равно все разные
И их существует миллион всяких, так что каждый сможет найти себе по вкусу. Кстати, отчасти поэтому я здесь не даю ссылок на демо, которое звучит наиболее похоже на то, что получилось у меня. Сам записать не умею, а по демкам youtube слышно, что звучит оно довольно по-разному – потому что по-разному приготовлено. А у меня вышло отлично от них.
Просто, если появится возможность познакомиться с фаззами, а до этого вы с ними никогда дела не имели – не спешите с выводами, поэкспериментируйте. Оно хоть и перегруз, но не такое, как овердрайв или дисторшн. Когда я распродавал свои ФФ от PIOD FX (очень, на мой взгляд, неплохие, особенно – германец), один молодой парень из Харькова купил кремниевый. Он, видимо, не очень четко понимал, какой именно эффект перегруза покупает и, видимо, лишних денег у него тоже не было. Поэтому, едва попробовав его у себя дома, он был расстроен настолько, что позвонил мне и попросил сделать возврат товара и денег. Я согласился, только мне требовалось пара дней для этого. За эту пару дней он передумал и оставил педаль себе.
Ну, как-то так о фаззфейсах…